Пресса

«Молчать обидно, слушать тошно!»

, 27 апреля 04


О поэте и музыканте Александре Новикове в последнее время многие стали забывать, ведь его давно не видно в телеэфире. Однако в начале года екатеринбургский бард на своем сайте «Колокола покаяния» напомнил о себе открытым письмом «Шоу Голубой обезьяны» президенту Путину, где гневно заклеймил отечественную попсу, заполонившую телеканалы. Вскоре г-н Новиков был приглашен в программу «К барьеру!» канала НТВ, где в пух и прах разбил делегированную попсой певицу Лолиту Милявскую.

— Александр Васильевич, президент Путин ваше письмо читал?

— Конечно, читал. Я знаю это от людей из его окружения. Не могу назвать фамилии, но, поверьте, самое ближайшее окружение президента на моей стороне.

— Вы долго работали над письмом?

— Написал за двадцать минут.

— А на НТВ вы сами напросились?

— Мне в Екатеринбург позвонил Владимир Соловьев и предложил принять участие в программе «К барьеру!» Он поинтересовался: «С кем бы вы хотели сойтись?» Конечно, я назвал Пугачеву, Киркорова, еще кого-то из первых лиц попсовой тусовки. Он сказал: «Хорошо, я обзвоню всех».

Через несколько дней Соловьев перезвонил мне: «Отказались все без исключения. Остались только... дамы». Я сказал, что мне не хотелось бы с женщинами встречаться. «Ну вот Лолита рвется, ее делегировала тусовка, она тебя вызывает от имени всех».

— Не пощадили, стало быть, Лолиту!

— Вообще беседа проходила во взаимоуважительной форме, без оскорбительных интонаций. Каждый отстаивал свою точку зрения. Для меня очень важно было то, как отреагируют телезрители. И эта убедительная победа — моя радость несказанная. Значит, в России подавляющее большинство людей думают так же, как я. Стало быть, эта проблема существует объективно — независимо от того, что о ней сказали Новиков, Шевчук и другие.

— Что происходило после телеэфира?

— Буквально на следующее утро взорвался телефон — кто только не звонил! Стас Садальский сказал: «Снимаю шляпу и от имени моих друзей — Анастасии Вертинской, Лидии Федосеевой-Шукшиной, Сергея Юрского и других артистов, которые являются гордостью российской культуры. Готовы подписаться под каждым твоим словом!» Позвонила добрая сотня артистов, высокопоставленных чиновников, политиков, деятелей культуры. Проявились даже люди из окружения Примадонны, причем и они не возмущались, а поддерживали меня. Мне передали слова поддержки от Юрия Шевчука, который первым начал борьбу с попсой в творчестве.

— Попса — это, конечно, противоречивый феномен. Но представим себе на секундочку, что в Новый год на экраны телевизоров хлынул бы не поток попсы, а блатная песня.

— Это был бы тихий ужас! Вообще сегодня произошла не очень приятная штука, которую я бы назвал идентификацией блатной песни с русским шансоном. Утвердилось мнение, что шансон — это «водка, черный хлеб, селедка», «цыганка с картами», «гульнем, братва, нары, тюрьма», «за друзей — налей» и так далее. Но это же не русский шансон, а самая настоящая попса от русского шансона!

Шансон же глубже, серьезнее, содержит массу всяческих ответвлений, кроме блатной тематики. И если попытка приравнять шансон к блатоте совершена умышленно, то она сделана врагами с целью дискредитировать жанр как таковой, а заодно и отдельных его представителей.

— Что же такое русский шансон изначально?

— У истоков жанра стояли великие люди: Есенин, Высоцкий, Вертинский, Галич. В основе жанра лежат стихи, а не тексты.

Сегодня же, когда жанр стал коммерчески выгодным, туда полезли все по принципу: куда конь с копытом, туда и рак с клешней. Быстро объявились халдеи, которые пасутся возле этого жанра и превращают его в блатную попсу.

— Как вы относитесь к тому, что звезды эстрады теперь активно включают в свой репертуар песни шансонного характера? В афише предстоящего концерта «Шансон года», о котором шла речь, можно встретить такие имена, как Ирина Аллегрова, Александр Буйнов...

— Коммерция! Сегодня шансон в моде, вот они и бросились туда. Завтра пойдет мода на частушки, они же рванут в первых рядах.

— А появление на шансонных площадках таких актеров, как Сергей Безруков, Александр Домогаров, вы тоже не приветствуете?

— От бедности все это. Или от боязни бедности. Сегодня ведь не работает закон об охране авторских прав. Посмотрите, в какой бедности умерли наши замечательные актеры — тот же Георгий Вицин!

На Западе передавили всех пиратов, там артист получает авторские отчисления. Эти деньги позволяют ему не соглашаться на низкопробные антрепризы, не бегать по концертам с фанерой, а сидеть в студии, репетировать, заниматься творчеством.

— Как бы и нам передавить пиратов?

— Нужно принять одну маленькую вещицу в законе об охране авторских прав — ответственность продавца. Надо, чтобы продающий имел такую же ответственность, как и производящий. После этого продавцы ничего пиратского не будут брать. Все — пиратская продукция отомрет.

— Что же мешает взяться за пиратов как следует?

— Чудовищные, миллиардные обороты, деньги, взятки... Депутаты лоббируют интересы этого самого пиратского бизнеса. Говорю это как человек, который в свое время участвовал в разработке думского закона об охране авторских прав. Я даже делал доклад на заседании комитета Госдумы. Вместе с композитором Владимиром Матецким, продюсером Борисом Зосимовым и другими мы разработали проект закона, отдали депутатам на доработку, но он вышел в свет с точностью до наоборот!

— Хорошо вам гнуть свою линию, будучи человеком финансово независимым. Ведь известно, что Новиков не только поэт и музыкант, но и преуспевающий бизнесмен.

— У вас устаревшие сведения. Я зарабатываю концертами, и вполне достойные деньги. Причем работаю сколько хочу, потому что надо мной нет начальников. В свое время у меня действительно был большой бизнес, однако мы разошлись с компаньонами, возникли серьезные проблемы, которые теперь решены. Но не в деньгах счастье. Я зарабатываю достаточно для того, чтобы оплачивать свои авантюры.

— Какие, например?

— Авантюры в хорошем смысле этого слова. Одной популярности и гонораров за концерты мне уже мало. Деньги, как говорится, есть, а хочется сделать что-то благое. Я вообще считаю, что долг каждого известного человека — попытаться употребить свои возможности на благо Отечества.

В начале 90-х я отлил колокола для собора на Ганиной Яме, куда в ночь после расстрела были привезены тела членов царской семьи. Почти десять лет спустя в рамках акции «Колокола покаяния» мне и моим единомышленникам удалось отлить колокола для храма-памятника на Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, который построен в Екатеринбурге. Причем находились такие богатые люди, что были готовы оплатить все полностью, только с условием — написать на колоколах и храме его фамилию. Я отказался, потому что суть акции «Колокола покаяния» в том, что она должна быть общей. Старушки приносили в епархию свои колечки, по пятьдесят — сто рублей. Молодежь тоже несла свои деньги.

Колокола мы отлили сказочно красивые, звучат они потрясающе. На таком храме такие и должны быть. Храм был открыт в июле прошлого года.

— И это вы называете авантюрами?

— Просто в наше время понятие «авантюра» опошлили, равно как девальвировали слово «звезда». На самом деле звезда светит всем, является недосягаемой, великой — отныне и во веки веков. А у нас звездой называют всех подряд...

Михаил Антонов